02.JPG

Я живу на лукоморье, в таком месте, историей которого нельзя не заинтересоваться. Сюда уходят истоки рождения и становления Руси и русского православия, эти места овеяны легендами и сказаниями, сюда устремлял взоры гениальный А.С.Пушкин, сочиняя свои замечательные сказки. 

"В сочинениях древних мы получаем первичные сведения, обрабатываемые затем приемами исторической критики", - писал выдающийся историк Л.Н.Гумилев. В завершение этой мысли можно добавить, что первичные сведения из сочинений древних с течением времени в завуалированных формах начинают фигурировать в народных поговорках, преданиях и сказках. К приемам исторической критики относятся последовательный анализ событий, упоминаемых разными летописными и прочими источниками, догадки, предположения, сопоставления и собственные ощущения исследователя.

01500300

Можно предположить, что отголоски памяти о Тмутаракани обнаруживаются в древнерусских летописях позднее XI века под названием загадочного Лукоморья. В написанной после Куликовской битвы "Задонщине" есть интересные упоминания. Когда Дмитрий Иванович (Донской) с другими князьями повернули вспять татарские полки и начали их побивать, то "рассыпались поганые в смятении и побежали непроторенными дорогами в Лукоморье".

Дальше местонахождение Лукоморья обозначено более точно: "И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу". Там он получил укор от местных жителей фрягов: "И ты пришел на русскую землю, царь Мамай, с большими силами… А ныне ты, поганый, бежишь в Лукоморье, не с кем тебе зиму зимовать в поле".

064more3

Поскольку автору "Задонщины" была известна генуэзская колония в Крыму, Кафа (ныне Феодосия), понятно, что под Лукоморьем имеются в виду берега Керченского полуострова, куда, по мнению безвестного автора поэтического сказания, бежал разбитый русскими Мамай. На противоположном берегу находилась пропавшая Тмутаракань.

 Глядя теперь на излучину Таманского залива, так и видишь легендарное лукоморье: подобные выгнутые дугой излучины не единичны на берегах Таманского полуострова. Можно с уверенностью сказать, что Лукоморье автора "Задонщины" идентично сокрытой в глубинах русской памяти Тмутаракани.
Чувственно-возвышенная память о находящемся в излучинах моря "граде Тмуторокани", утратив название, к моменту написания "Задонщины" (ХIVвек) трансформировалась общерусской памятью в Лукоморье, перетекла в народные сказания и дошла до А.С.Пушкина в сказках няни Арины Радионовны, вдохновив поэта на знаменитые стихи, которыми начинается поэма "Руслан и Людмила".

028017

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег печальный и пустой...
...........................
Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух…там Русью пахнет.

032

В пушкинской поэме обнаруживаются отзвуки реальных исторических событий, происходивших в Древней Руси. Тут и князь Владимир-солнце, задающий веселые пиры, и сладостный певец, вещий Баян - непременный персонаж древнего эпоса; и среди Руслановых соперников хазарский хан Ратмир - олицетворение тесных связей Руси и Тмутаракани с хазарами. Тут олицетворение язычества, страшный чародей и колдун, Черномор, своим прозвищем указывающий на место обитания; и даже "султан курятника" петух, напоминающий турецкое владычество на черноморских берегах. Все признаки тмутараканского песчаного брега с его обитателями, имеющего на протяжении веков загадочное отношение к Русской державе, налицо. 

0160029

Таинственно-поэтическая атмосфера пушкинского рассказа о поездке Руслана за похищенной невестой пропахла древней Русью и такой же древней дорогой в Тмутаракань. На поиски Людмилы соперники отправляются по берегу Днепра, где Руслан натыкается на пещеру со старцем, читающим при лампаде древнюю книгу. Старец Финн рассказывает герою, как, оставив некогда финские поля, он с "толпой бесстрашных земляков" переплыл морские пучины в поисках "опасностей и злата". 

Молва неслась: цари чужбины
Страшились дерзости моей;
Их горделивые дружины
Бежали северных мечей.
Мы весело, мы грозно бились,
Делили дани и дары,
И с побежденными садились 
За дружелюбные пиры. 

В рассказе старого финна изложен весь путь бесстрашных русичей из варяг в греки, их воинственные набеги на греческих, половецких и хазарских "царей чужбины", взаимные расчеты данями и дарами, и, наконец, дружелюбные пиры, задаваемые русскими князьями после боевых походов. Для рассказа обо всем этом Пушкину хватило восьми коротеньких строчек.

В схватке двух богатырей, Руслана и Рогдая, нетрудно распознать поединок князя Мстислава с касожским князем Редедей, реальность которого подтверждается многими летописными сводами. Рогдай назван Пушкиным богатырем, и Руслан "красавец был не вялый". Победа в поединке главного русского героя также вписывается в реальную историческую канву тмутараканского поединка двух князей в 1022 году.
На пути в царство Черномора Руслан "видит старой битвы поле", где повсюду разбросаны колчаны, латы, щиты и тлеющие кольчуги, в костях рук лежат зажатые мечи, поле усеяно черепами и желтыми костями. "Долина брани", которую объезжал Руслан, конечно, является полем великой Куликовской битвы в донских степях, через которые по неведомым дорожкам пролегал древний путь на тмутараканское Лукоморье.

0660190

Кровавые разборки в борьбе за власть между русскими князьями-братьями можно усмотреть в рассказе несчастной головы, лишенной тела братом-завистником, Черномором. Борьба претендующих на княжение братьев-соперников часто сопровождалась подлыми обманами, устройством друг другу хитрых ловушек и убийствами. Коварный Черномор, "семейства нашего позор", напоминает сына Владимира-Крестителя, Святополка, который 
по зависти убил братьев Бориса и Глеба, за что получил название Окаянного, и, действительно стал олицетворением позора братоубийственных распрей.

Два последних столетия исследователи русской истории пишут о Тмутаракани, выдвигая версии о ее внезапном исчезновении с исторической сцены в ХII веке. Все происходящее имеет смысл, видно, и Тмутаракани дана историческая роль зачаточного состояния русской православной государственности. Как жизнь всякого зародыша имеет свой период, после которого бесследно растворяется в растущем организме, так и Тмутаракань, находясь в зародыше Руси, незаметно ушла из жизни первых русов, в тоже время навсегда оставаясь в генетической памяти нарождающегося русского этноса. Память предков невидимо, но ощутимо присутствует в любом народе, и Тмутаракань выполняет на Руси неведомую духовную миссию, питая и поддерживая своим загадочным существованием русскую нацию и государство.

0320062

Гению Пушкина не устаешь поражаться. В двадцать лет, когда была написана поэма "Руслан и Людмила", Пушкин знал и ощущал историю своей страны глубже и шире, чем многие образованные зрелые люди XXI века. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой" привели чуткий и прозорливый ум Пушкина на лукоморье далекой и загадочной Тмутаракани, где в незапамятные времена росли зеленые дубравы, куда на заре восхождения государства Российского просияло христианство, где в глубокой древности зародился русский дух и впервые запахло Русью.

5

Представленные на странице фотографии сделаны на Таманском заливе в поселке Сенном, а также на тмутараканских берегах Черного и Азовского морей. Так выглядит Тмутаракань сегодня.

naverh  home

 

Нравится
3.jpg

Икона дня

 Благотворительность вместо сувениров!

 



 

  ОБД Мемориал