В этом разделе вас ожидает небольшой мастер-класс по работе соломкой. Во флористике соломке принадлежит особое место. Соломку, как бересту, можно даже выделить в отдельный вид творчества.

При подготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал и правильно его высушить. Качество работы зависит от добротности материала.

Набор инструментов и материалов у флористов простой и всем доступный. Ножницы, калька для рисования выкроек деталей, копирка (если деталь рисуется на обычной бумаге), острый резак или скальпель. Основной рабочий клей ПВА, иногда требуется быстрый клей типа "Момент". Важнейшим этапом работы флориста является подготовка материала.

Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Однако нельзя утверждать, что только такого сбора солома пригодна для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего качества, здесь много нюансов природного характера, когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков. Если вы начинаете работу с соломкой, берите солому какая имеется и учитесь, после разберетесь, что больше по душе.

Солому срезать и хорошо просушить. Высушенная в тени солома имеет более светлые оттенки, чем высушенная на солнце. 

058053054

013На соломенном стебле вырезают узелки, потом соломку на 20-30 минут заваривают кипятком и расщепляют ножницами, скальпелем либо тупым концом иголки, слегка подсушивают и разглаживают утюгом. Можно обойтись без утюга, как делают в детских творческих коллективах: соломины в чуть недосушенном состоянии разглаживают кольцом ножниц. Очень важным рабочим моментом является поэтапное проглаживание соломин и высушенных деталей кольцом ножниц.

От начала работы соломкой до готовой детали обычно выходит три-четыре приема разглаживания детали кольцом ножниц. Если этого не делать, работа получится не такой аккуратной и тщательной, какой хочется ее видеть. Настоящие мастера не пропускают никаких этапов работы, как это делают поспешные люди, которым не терпится увидеть законченную работу

Тише едешь - дальше будешь, глаголет русская поговорка. Чем тщательней прорабатывается соломенная деталь, тем мастеровитее будет ее окончательный вид и тем основательней творческая индивидуальность автора, смотрящего своими работами в будущее. 

055

Естественно, сверхважен главный рабочий инструмент - ножницы. Сколько всяких ножниц не испытывала, лучше медицинских ножниц советского образца не нашла: и кончики хорошо режут, и кольца гладкие. Но тоже надо выбирать (в магазинах медтехники).

Ножницы должны быть удобными для пальцев, чтобы получить ровно вырезанные края детали. Многие ножницы даже очень острые заламывают контур деталей со сложной круглой конфигурацией - на это надо обратить внимание при выборе рабочего инструмента.

Нанесение оттенков

Как многие флористы оттенки на соломку наношу обжиганием, красителями не пользуюсь. На мой взгляд, красители лишают соломку естественного, присущего природе одухотворения, отчего выполненные окрашенной соломкой работы теряют теплую солнечную энергию и делаются холодноватыми. Работы окрашенной соломкой получаются яркие, сочные, но не живые. Однако, у каждого свое видение, на то и творчество.

011056

018Я пользуюсь всеми возможными способами обжигания: на плитке, в духовке, выжигателем, паяльником, но преобладает в моей практике соломка с обжигом на плитке, именно этой соломкой выполнены все соломенные аппликации с цветами. Работать такой соломкой удобно, на всякой детали в любом месте можно отобразить тень. 

Некоторые флористы считают, что при такой технике много отходов. Но отрезанные кусочки соломинок по той же схеме можно использовать дальше. Другое дело, в работе с детьми более подходит способ наклейки полотна из соломки и последующего вырезания из него деталей. Для детей такой метод легче, способствует получению ускоренного результата.

Обжигать соломку можно и на газовой плите. На слабый огонь ставится рассекатель, по его поверхности, подобно плитке, ведешь соломиной от конца к середине, получается ничуть не хуже. Много лет пользовалась этим способом. Конечно, горячо, но приспособиться можно. В духовке соломка обжигается в ровной желто-коричневой гамме (фото вверху справа), после обжига хрупкость снимается замачиванием в холодной воде или обильными брызгами.

Белый цвет соломы использую только естественный, перебираю солому и отрезаю все самые светлые кусочки. Я придерживаюсь тех взглядов, что природный колорит лучше не портить искусственным отбеливанием. Пробовала отбеливать гидроперитом (прокипятить несколько минут солому с таблетками), или можно попытаться кипятить соломку с отбеливателем для белья - надо экспериментировать.

 Однако при любых методах отбеливания, чисто белого цвета все равно не получается, к тому же соломка может утратить часть блеска, потому пользуюсь тем, что Бог дал. Дело не в цвете, а в сочетании оттенков, теней и полутеней. Художник Иогансон, например, говорил ученикам так: "Дайте мне уличную грязь, и я напишу тело женщины самого нежного цвета". Все зависит от опыта и видения каждого мастера. Дерзайте! Что-то все равно получится, а удовольствие от процесса работы с природным материалом даст вам приток жизненных сил и энергии.

 gladiolus

 "Высокое, истинное искусство отличается от ремесленных прописей тем, что у плохой книги есть мораль, а хорошая книга — мораль сама по себе" (Г.Честертон)

 Эти мудрые слова Г.Честертона можно отнести к любому виду человеческого творчества, основанного на любви к делу. Только выполненное духом любви творение может тронуть души других людей и принести в них свет, а, значит, очистить от темных сторон, облагородить и одухотворить.

Сделанная с любовью даже маленькая простенькая творческая вещичка источает невидимую радость, которая неведомым путем передается тому, кто к ней прикасается. 

naverh  home

 

Нравится