Все из соломки
Другое
|
Золотое шитье - вышивка, уходящая корнями в далекое прошлое. Зотое шитье еще зовут золотным шитьем. Мои занятия золотым шитьем включали вышивку крестов на облачения священнослужителей, поясов, отделку вышивкой ритуальных предметов, иконок, ангелочков на покровцы и всего необходимого для украшения православного храма.
"Вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя"(Рим.11.18)
Кресты на облачения и ангелочек вышиты искусственной золотой и серебряной нитями
Мафорий (головное и наплечное покрывало) образа Богородицы "Умиление" (внизу) вышит серебряной и золотой нитями лицевой гладью. Нимб вышит жемчужинками.
Образ Богородицы "Умиление". Золотное шитье, бисер, речной жемчуг, камни, бархат, парча.
Образ положен на кусочек синего бархата, по овалу которого пришита тесьма и ниточка с декоративными камнями. На серебряной парче большого овала приклеены вырезанные из синего бархата цветочки, которые украшены бисером и канителью. Мелкая канитель применена в качестве усиков на бархатных лепесточках, что хорошо видно на деталях слева.
Образ Богородицы "Донская" обрамлен крестом, вышитым современной крупной канителью и бисером. Сам образ Богородицы вырезан из иконки, нимб вышит золотой ниточкой и обрамлен тесьмой с камешками, как и парчовый фон, на котором находится образ.
Канителью называется специальная завитая спиральной трубочкой серебряная или золотая нить. В старину, когда золотная вышивка применялась для украшения светской одежды и военных мундиров, из золота и серебра тянули очень тонкую нить, завивали в спираль, которая нарезалась при работе на кусочки необходимой длинны. Технология изготовления канители и сама золотная вышивка занятия непростые, отсюда слово "канитель" сделалось нарицательным, означающим длительную кропотливую работу. Cовременная искусственная канитель хорошо выглядит новенькой, со временем теряя блеск и привлекательность. Но крупной канителью вышивать несложно, и для детского творчества, например, в воскресных школах, вполне доступное рукодельное занятие.
Равносторонний крест. Серебряная нить, бисер, бусы, шнурок, бархат.Размах сторон креста 17 см.
Крест вышит не тонкой современной искусственной нитью. В отличие от искусственной канители, темнеющей со временем, искусственные золотошвейные нити неплохо сохраняются годами. Этому кресту пятнадцать лет, пока выглядит как новенький. Крест отделан самыми простыми бусинками и бисером, окантован серебряным шнурочком. Подобные большие кресты нашивают на фелони иереев и омофоры архипастырей.
Образ Богородицы "Спорительница хлебов" в обрамлении равностороннего креста.
Серебряная нить, бисер, бусы, камни, шнурок, бархат. Размах сторон креста 17 см.В золотном шитье применяется лицевая гладь. При такой технике основная золотая или серебряная нити укладываются только на лицевой стороне работы, прикрепляясь простой ниткой, идущей по изнанке. Золотые и серебряные металлизированные нити легко заламываются, работа с ними требует осторожности и аккуратности, протаскивание нити через ткань применяется редко, в основном при закреплении нити в начале и конце вышиваемой детали.
«И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования: то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении; Увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна…» (Рим. 12.6-9)
Я делала разные ритуальные предметы для православной церкви: дароносицы, покровцы с воздухом, закладки, камилавки, скуфьи, подризники, шила облачения и вышивала на них кресты - что батюшке надо было, то и выполняла. В начале девяностых годов прошедшего века негде было взять необходимое для храма, православные художественный промыслы только начинали возрождаться, делали сами кто что мог. На левом фото вверху синее бархатное облачение ручной работы - отделка декоративной широкой тесьмой, кресты вышиты серебряной нитью в технике золотного шитья. Фото вверху справа - шитье этого облачения было доступно моему дерзновению, когда священник сильно желал его иметь - кресты вышиты золотой нитью техникой золотного шитья.
Золотые и любые кисти делаются из бахромы, которая закручивается на какую-то головку-болванку. В данной кисточке болванка обтянута парчой и украшена бисерной вышивкой.
Для кистей специально вытачиваются круглые деревянные шарики с отверстием. Шарики обтягиваются золотошвейными нитками специальным приемом шитья. Дополнением к шарикам и бахроме могут быть декоративные колечки, также обтянутые нитками и нанизанные на кисть. Такую конструкцию кисти я подсмотрела на старинной дореволюционной плащанице, сохранившейся до сей поры в нашем таманском Покровском храме.
Представленные на этой странице иконки, помещенные в кресты, взяты из православных календариков, каких теперь множество. Такие иконки можно поместить в любую вышивку.
Украшенная золотым шитьем обычная картонная иконка смотрится красиво и значительно. Изобилие всевозможных материалов для золотошвейной вышивки дает возможность мастерам нашего времени широко развернуть воображение и фантазию.
"Да не хвалится мудрый мудростью своею,
и да не хвалится богатый богатством своим,
и да не хвалится сильный силою своею,
но желающий хвалиться да хвалится тем,
что разумеет и знает Господа"
(1 Цар. 2.10)