02.JPG

На карте Таманского полуострова есть интересные названия, уводящие к началу христианизации Руси. Это мыс Панагия и гора Бориса и Глеба. Никто не знает, когда появились эти названия и кем они даны, но можно определенно сказать, что возникли не случайно, а промыслительно. Ведь Таманский полуостров - это легендарная Тмутаракань, которую можно назвать первой христианизированной территорией современной России.

Здесь подвизался преподобный Никон Печерский, который уходил из Киева на остров Тмутараканский "для более усиленного подвига", о чем пишется в его Житиях. Ничего просто так не бывает, вероятно, и на таманской карте не случайно были отражены события первых десятилетий крещения Руси и сопутствующие ему духовно-нравственные ценности, которым начал следовать сам Владимир-Креститель.

В те времена борьба претендующих на княжение братьев-соперников часто сопровождалась подлыми обманами, устройством друг другу хитрых ловушек и убийствами. Ничего необычного не было в проступке сына Владимира-Крестителя, Святополка, который по зависти убил братьев Бориса и Глеба, за что получил название Окаянного и стал олицетворением позора братоубийственных распрей.

001

На Таманском полуострове в тмутараканский период "при Глебе, надо полагать, был основан храм Бориса и Глеба на горе того же имени на высоком уступе, омываемым Ахтанизовским лиманом, вблизи станицы Ахтанизовской" - пишет известный кубанский историк, Ф.Щербина. Овеянная сказаниями гора Бориса и Глеба недалеко от станицы Ахтанизовской привлекает внимание археологов со времен заселения казаками этой земли. На горе находили остатки античного храма и предполагают существование на этом месте легендарного монастыря, основанного Никоном Печерским в тмутараканский период его жизни, что известно по его житиям.

Почти все возвышенности Таманского полуострова являются грязевыми вулканами, которые периодически просыпаются, растрескивают свою пологую вершину, изливают грязь и наворачивают огромные глыбы земли, похожие на гигантскую вспашку. С двадцатых годов XIX века экспедиции исследователей древности посещали Таманский полуостров, собирали археологические свидетельства и рассказы местных жителей о бывшем в 1818 году землетрясении. 

Тогда во время извержения ахтанизовской грязевой сопки из образовавшейся на вершине горы трещины показались камни. "Двое крестьян отправились на место, исследовали его и нашли фундамент, который лежал почти на сажень ниже поверхности земли. Говорят, что длина и ширина каждой стены, окружающей срединное пространство, составляли около 66 англ. футов". На одной из найденных плит была открыта древнегреческая надпись, "которая гласит, что здесь Ксеноклид, сын Посия, воздвиг храм в честь Артемиды-Агротеры, в царствование Перисада I (349-311 до Р.Х.) 

На полуострове нет природного камня, потому таманские жители всех веков нашей эры использовали для своих построек плиты и камни, оставшиеся от процветающих античных городов Боспорского царства. Ахтанизовские казаки обрадовались находке, и употребили найденные плиты и камни на постройку станичной церкви Бориса и Глеба.

012

В монастыре, подобном Печерскому, согласно житию Никона, им была возведена церковь Пресвятой Богородицы. Напрашивается предположение, что, обследовав тмутараканскую местность, Никон остановился на горе с обнаженными остатками древнего античного храма, найдя место подходящим для основания монастыря. Никон имел опыт построения киевских пещер, и, естественно, искал похожую на высокие холмы Днепра местность. Все археологи, побывавшие на горе Бориса и Глеба, говорят о роскошной панораме на просторы полуострова, открывающейся с этой высокой точки. Какое еще место выбирать для храма Божьего, если не самое красивое! На фото внизу вид с горы.

002

После экспедиции 1859 года ее руководитель, А.А.Герц писал: "Судя по карте местности, окружающей храм, приложенный к плану 1826 года, вершина горы свв. Бориса и Глеба была планирована для сооружений храма... Весьма странное явление представляет следующее обстоятельство. В некотором расстоянии от храма, на западе, у подножия горы видны следы какого-то земляного вала, продолговато-круглой формы и довольно большого объема. Какое назначение имел этот окоп - нам неизвестно. Вид с вершины горы Бориса и Глеба - очаровательный".

Если бы экспедиция Герца искала на Тамани не античный храм Артемиды-Агротеры, а основанный Никоном в Тмутаракани монастырь, изыскатели могли бы предположить, что следы найденного сооружения из античных камней могут принадлежать монастырю Никона, а земляной вал на западе образовался после сооружения пещер, ведь монахи жили в пещерах. Тем более вал находился на западной стороне, где расположен вход всякого православного храма.

"Летом в 1867г. Люценко с братом посетил Ахтанизовскую станицу. Там им сообщили, что у подошвы Борисоглебской горы, возле Рахмановского мыса, находился некогда русский монастырь, следы которого видны до сих пор. Не имея проводника, им не удалось открыть его развалин. Говорят, что икона св. мучеников Бориса и Глеба, находившаяся в монастыре, по разрушении его турками, была отыскана и хранится в станичной церкви, но священник этой церкви, по неизвестным причинам, не соизволил показать ее уважаемым нашим исследователям".(из отчета археологов)

Рассказы о монастыре в тот период у станичников были свежими и в случае его поисков, наверняка, обнаружились бы видимые следы, которые археологам не удалось открыть за неимением проводника. В вышеприведенном отрывке отчета упоминается, что русский монастырь был разрушен турками, а турки завоевали Таманский п-ов в 15 веке. Следовательно, монастырь в каком-то качестве дожил до их прихода, что вполне вписывается в картины рассказов о Тамани-Матрахе европейских путешественников, сообщающих о черкесах и татарах, исповедающих христианство даже в 1711 году.

Выходит, с XI по XVIII века христианство не покидало таманские берега, и, может быть, благодаря силе тмутараканского русского духа сохраняло свое присутствие в отдельных группах людей, населяющих бывшую Тмутаракань. Все путешественники, посещавшие Тамань в послетмутараканский период обязательно указывают на существование среди населения христиан. В каких формах выражалось христианство, понять трудно, но христианский дух сохранялся среди продолжительной исламской экспансии.

О том, "что икона св. мучеников Бориса и Глеба, находившаяся в монастыре, была отыскана и хранится в станичной церкви", рассказывает дошедшая до наших дней легенда, подобно всякому преданию, состоящая из причудливо переплетенных отголосков происходивших когда-то событий.

Педагог-историк ахтанизовской школы, О.В.Чернышова, поведала мне в январе 2009 года рассказ дедушки, Н.Г.Борисенко:
Переселившись на Тамань и основав станицу Ахтанизовскую в 1794 году, казаки поставили на горе вблизи станицы часовню. Однажды случилось землетрясение, при котором на поверхность горы была выброшена икона Бориса и Глеба, с тех пор гора стала называться этими же именами. По праздникам станичники ходили к часовне крестным ходом и служили молебны. Однажды в день Бориса и Глеба, при стечении народа служился праздничный молебен, гора раскололась и часовня на глазах у всех ушла под землю. Тогда решили возвести в станице храм Бориса и Глеба. В храме была поставлена старинная обретенная икона, которая стала почитаться хранительницей всей Таманской земли. После революции храм был разрушен, а икона бесследно исчезла. Такова легенда.

009

Гора Бориса и Глеба не остается без внимания археологов и пытливых исследователей, и, если Богу будет угодно, ее таинственные недра еще пошлют людям весточки из древней и загадочной Тмутаракани.
 На фото вверху вид горы Бориса и Глеба с автомобильной трассы, идущей к Керченскому проливу.

Фотографии горы Бориса и Глеба сделаны летом 2009 года.

naverh  home

 

Нравится
ot-m.jpg

Икона дня

 Благотворительность вместо сувениров!

 



 

  ОБД Мемориал