2.JPG

Историки и географы помещают Тмутаракань на место современной Тамани. Поскольку единичные возражения не подтверждены внятными доказательствами, Тамань и Тмутаракань считаются одним и тем же градом.

 «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». Л.Н. Гумилев 

Известный кубанский историк, Ф.А.Щербина, в «Истории Кубанского казачьего войска» сообщает: «Арабский географ Эдриси разумел под Матрахой город Тмутаракань русских летописцев, Таматарху Константина Порфирородного, Метраху по древнему списку греческих епископов и Матрегу по итальянским картам XIV столетия… Константин Багрянородный называл в Х столетии Тамань Таматархою. На карте Висконти, составленной в 1318г., Тамань обозначена именем Матрека. Беникаса в 1480г. называет ее Матрега, а позднейшие географы – Матуга, Матега, Матрага. Наконец, турки назвали ее Тамань».

Таматарха, Матрика, Матраха, Матарха, Матрига, хазарский Самкерц, Тмутаракань – под такими названиями в истории данного места известна современная Тамань. В истории Ф.Щербины изложены такие интересные сведения о Тмутаракани после ухода русских с берегов Керченского пролива:

«В 1237г. Тмутаракань посетил миссионер доминиканец Юлиан. По его словам, Матрика была тогда христианским городом. Князь и население исповедовали православную веру, имели греческих священников и пользовались греческими книгами, живший здесь греческий митрополит назывался митрополитом Матрики и Зихии, местности, соседней с Матрикою.

Один из венгерских монархов, посетивший Приазовье в 1237г., описывая население Тмутаракани, называет его христианским, имевшим священные книги и греческих священников. Мужчины брили головы и носили бороды, а благородные небольшой клок волос за левым ухом. Тмутараканский князь, по рассказам, имел сто жен. Явное смешение славянских нравов с обычаями кочевников».

В период татаро-монгольского владычества ханы были достаточно веротерпимы. Как известно, на подчиненные им русские княжества налагалась дань, но менять веру не принуждали. Такая же татарская политика, очевидно, была на черноморских берегах, населенных пестрым народом европейского и азиатского ареалов. После раздробления Золотой Орды на мелкие слабосильные уделы, «в Крыму, по восточному побережью Черного моря, на Таманском полуострове и в устьях Дона осели новые колонисты, но колонисты мирные, не преследовавшие завоевательных целей, а только торговые и экономические. Это были сначала венецианцы, а потом вытеснившие их генуэзцы», - пишет Ф.Щербина. Генуэзцы начали посещать Матрику с XII столетия, имели здесь своих консулов, подчиненных консулу Кафы. Генуэзцы боролись с венецианцами за торговое влияние на берегах Тамани и Крыма на протяжении всего монгольского владычества. Вряд ли монгольские ханы сильно притесняли заморских купцов и местное население, если «в Зихии был назначен в 1346г. первый католический епископ, францисканец Иоанн… Христианами были и черкесы, жившие как на Таманском полуострове, так и по Черноморскому побережью. Черкесы назывались зихами, а страна ими занятая Зихиею». Изданный в Генуе в 1449 году «Устав для Генуэзских колоний на Черном море» включает Матрику в качестве колонии. Генуэзцы владели крымскими и кавказскими факториями до того, как их владения в 1475 году были завоеваны турецким султаном, под протекторат которого подпали и крымско-татарские ханы.

Собирая материалы по истории Кубанского казачьего войска, Ф.Щербина провел с группой помощников колоссальную подготовительную работу в архивах, потому выдержки из его исторического труда заслуживают доверия, они не переписывались из разных историй, а брались из подлинных документов. Вот сведения из истории Ф.Щербины:

«Во время турецко-татарского владычества в экономической жизни главную роль играла Тамань. По летописи профессора Бруна значится, что в 1419 году владельцем Тамани был генуэзец Симоне-де Гвизольфи. Столетием позже дал сведения о ней доминиканец Эмиддио д’Асколи, префект Кафы, Татарии и др. По описаниям Асколи Тамань или Матрига была главным городом Черкесии, подвластным турецкому падишаху. И была в ту пору не только торговым городом, но и крепостью.

Около того же времени посетил Тамань Боплан, написавший известную книгу “Описание Украины”. По словам этого писателя Тамань находилась в земле черкесов, но принадлежала туркам. В городе был замок, худо укрепленный с гарнизоном из тридцати янычар.

Еще позже, в 1711 году, Тамань описал французский путешественник Ламотре. Он нашел в городе самое разношерстное население. Большая часть жителей состояла из армян, грузин, мингрельцев и черкесов. Христианская религия пустила здесь довольно глубокие корни. Тамань имела, очевидно, свои жизненные преимущества, коль население отличалось разнообразным составом, склонным к торговой деятельности. В частности, черкесы или татары, исповедовавшие христианскую религию, считались, по словам Боплана, «самым правоверным народом».

Так видели таманскую землю европейские путешественники, а русская история знает, что в XVIII веке происходила постоянная борьба за владение Северным Кавказом и Крымом между русской армией, на стороне которой воевали донские казаки и калмыки, - турками, татарами и черкесами. После двухвекового турецкого владычества в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа по Кучук-Кайнарджийскому договору 1774 года Кубанские степи и Крым перешли к России.

В 1778 году на Кубань прибыл Суворов и десять дней осматривал позиции русских войск на Таманском полуострове, чтобы приступить к сооружению укреплений и крепостей. Было много страшных кровопролитных столкновений между русскими войсками и татарами да подстрекаемыми турками черкесами, постоянно нападавшими на позиции русских. До спокойной жизни было далеко. Только после переселения на Кубань казаков Запорожской сечи южные границы России получили надежную охрану.

Перебравшиеся на Кубань запорожские казаки, не имея возможности исполнять христианские обряды, из своей среды начали выдвигать кандидатов в священники. Так как ближе всех к Черноморскому казачьему войску находился Феодосийский епископ, «то Войсковое правительство просило Синод повелеть епископу Феодосийскому давать разрешение на постройку церквей и рукополагать к ним священников из достойных людей в казачестве. В ответ на эту просьбу Синод, по приказанию императрицы Екатерины II, указом 4 марта 1794 года постановил причислить Черноморию к Феодосийской епархии и дал общие указания об устройстве церквей и организации духовенства».

hram

Христианство окончательно вернулось на Таманскую землю, где казаки поставили церковь в честь Покрова Богородицы, которая стоит и действует в Тамани с 1794 года по сей день. Это старейший кубанский казачий храм, чудом сохранившийся в годы безбожной советской власти. В Покровской церкви сохранилась даже старинная плащаница Господа Иисуса Христа, вышитая золотошвейной техникой. Может быть, сильный дух древней Тмутаракани охранял здесь христианство в годы испытаний, а в XXI веке прорастает на таманской земле новыми храмами и православным народом.

naverh  home

 

Нравится
93.jpg

Икона дня

 Благотворительность вместо сувениров!

 



 

  ОБД Мемориал